Новости

Интервью Послов стран-участниц ЕАЭС в Будапеште в связи с вступлением с 1 января 2015 года в силу Договора о Евразийском экономическом союзе

Владимир Николаевич Сергеев – Посол Российской Федерации в Венгрии

Евразийский экономический союз будет чисто экономическим союзом, или со временем может превратиться и в своего рода политическое сообщество?

ЕАЭС – не искусственное объединение и не продукт политического прожектерства, это реализация мощнейшего запроса экономик всех стран-участниц на повышение конкурентоспособности в условиях глобализации и кризиса. Сейчас мы можем наблюдать активизацию такого рода интеграционных процессов по всему миру, а у нас в регионе они протекают, пожалуй, более естественно, чем где бы то ни было в силу тесных многовековых связей между нашими народами, включая экономические, объективного совпадения национальных интересов. Цели ЕЭАС – это общий рынок товаров и услуг, унификация инвестиционных режимов, согласование единой макроэкономической, антимонопольной, валютной и финансовой политики. Союз направлен на решение экономических задач, и нам еще предстоит проделать огромный объем работы в этой сфере. Таким образом, на сегодняшний день вопрос о политическом сообществе на повестке дня не стоит. Мы и так успешно сотрудничаем с нашими партнерами по ЕАЭС в области внешней политики и безопасности в рамках других региональных организаций – ОДКБ и ШОС. Перспектива же эволюции ЕАЭС со временем в политическое сообщество, конечно же, существует, но Россия – как и наши партнеры по союзу – исходит из того, что это движение должно осуществляться поступательно и исключительно на основе консенсуса. Мы в ЕАЭС не собираемся никого ни к чему принуждать, мы интегрируемся не ради интеграции как таковой, а ради конкретных экономических интересов, причем всех стран-членов, и ровно настолько, насколько это интересам соответствует. 

Насколько Единый рынок Евразийского экономического союза

сможет защитить от нового экономического кризиса входящие в него страны?

Уровень взаимозависимости в современной мировой экономике, к сожалению,  не позволяет полностью обезопасить себя от деструктивного воздействия кризисных явлений, вызванных присущими ей дисбалансами.

Минимизировать их негативное влияние можно посредством механизмов взаимодействия, основанных на прозрачных и предсказуемых принципах свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между заинтересованными странами при равноправном соблюдении их суверенных интересов.

Примером такого рода экономической интеграции и является Евразийский экономический союз, определяющий в настоящее время общие правила игры для государств с населением в 170 млн. человек и совокупным ВВП в 2,4 трлн. долл.

- В настоящее время расчеты между странами ЕАЭС в основном осуществляются в рублях и долларах. Планируется ли введение общей валюты?

Единая валюта - это, прежде всего, инструмент обслуживания торгово-экономического взаимодействия контрагентов, позволяющий снизить транзакционные издержки и валютные риски. Однако целесообразен он, оправдан и эффективен только на продвинутой стадии интеграционного процесса, когда взаимные потоки товаров, капитала и услуг играют превалирующую роль для всех участников. На сегодняшний день говорить о введении единой расчетной единицы преждевременно, однако в перспективе это, безусловно, планируется. Даже есть рабочее название - алтын.

Пока же наша задача - усиление экономической интеграции, углубление сотрудничества в валютной сфере, создание единого платежного пространства через расширение масштабов операций в национальных валютах, не требующих каких-либо привязок к кросс-курсам. Введение единой валюты должно быть выгодно всем участникам единого экономического пространства, а не становиться искусственной мерой - источником излишних неудобств.

Александр Францевич Хайновский – Посол Республики Беларусь в Венгрии

Каковы потенциальные возможности в отношении между новым объединением и Европейским союзом?

Мы убеждены – альтернативы нормальным партнерским отношениям между ЕАЭС и ЕС просто не существует. В противном случае мы снова рискуем оказаться во временах жесткого межблокового противостояния прошлого века и будем лишь с недоверием поглядывать друг на друга из-за вновь воздвигаемых стен и барьеров. Идея «интеграции интеграций», создания общей зоны продвинутого экономического сотрудничества на всем пространстве от Лиссабона до Владивостока, давно витает в воздухе. Эта идея неоднократно озвучивалась лидерами наших стран. Только в диалоге, только за столом переговоров с нашими европейскими партнерами можно определить перспективы взаимного сближения. Насколько далеко готовы идти два крупнейших Союза в вопросах взаимодействия и взаимной интеграции – напрямую зависит от запросов их обществ и экономик, а также от политической воли сторон. Важно, что сегодня ЕС от простого игнорирования факта мощных интеграционных процессов на постсоветском пространстве переходит к пониманию необходимости вести такой диалог. И я очень рад, что первой крупной переговорной площадкой стал Минск.

Не боитесь ли таможенной войны между ЕАЭС и странами, ориентирующимися на ЕС, прежде всего Украиной и Молдавией?

К сожалению, наш общий опыт последних десятилетий показывает, что там, где сталкиваются экономические и геополитические интересы – нередко возникают различного рода нефтяные и газовые конфликты, «винные», «конфетные», «молочные» и другие торговые войны. У нас сомнений нет – в таких войнах победителей не бывает. Как избежать конфликтов – другой вопрос, и мы осознаем свою ответственность за это. Ведь Беларусь является сегодня единственным чисто европейским государством в составе ЕАЭС. Мы имеем практически равные участки общей границы более тысячи километров соответственно с Европейским союзом, Россией и Украиной. Для Беларуси Украина является вторым после России торговым партнером в мире, Молдова входит в первую двадцатку. Естественно, мы, думаю, как и наши партнеры по ЕАЭС, заинтересованы в развитии нормальных отношений с этими странами. При понимании жестких обязательств, вытекающих из участия в различных интеграционных процессах, необходимо приложить усилия для нахождения оптимальных форм сотрудничества. И Минск будет использовать для этих целей любые возможности. Важно осознать, что выбор между Востоком и Западом, который некоторые «горячие головы» пытаются навязать постсоветским странам европейского региона, является ложным выбором. Нельзя «дружить» с кем-то против кого-то. Только через диалог и взаимное сближение мы можем снижать градус конфликтного потенциала. В этом – ожидания народов наших стран.

Не боятся ли в новом объединении чрезмерного доминирования России?

Безусловно, Россия является самым мощным экономическим игроком в ЕАЭС. Однако наше объединение, к которому мы пришли эволюционным путем – через таможенный союз и единое экономическое пространство – строится на базовых принципах равноправия, прагматизма и взаимного уважения. Создается стройная система наднациональных органов, механизмов учета национальных интересов стран-участниц. Исключительно важно, чтобы все достигнутые договоренности неукоснительно выполнялись. Иначе мы можем не только утратить доверие в рамках Союза, но и заметно снизить его привлекательность в глазах кандидатов на вступление в ЕАЭС.

Нурбах Турарович Рустемов – Посол Республики Казахстан в Венгрии

После вступления Армении в каком направлении намерен «расширяться» Евразийский экономический союз?

Как известно, 29 мая 2014 года в Астане Президенты Казахстана, России и Беларуси подписали исторический Договор о Евразийском экономическом союзе, который начал функционировать с 1 января 2015 года. Этот важнейший документ по праву является большим успехом Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, реальным воплощением его идеи евразийской интеграции, озвученной в 1994 году во время выступления в Московском Государственном Университете.

Евразийский экономический союз будет принципиально новым экономическим объединением ХХI века, работающим на принципах равноправия, взаимной выгоды и учета интересов всех его участников. В основе союза заложены принципы экономического прагматизма, уважения суверенитета, добровольности интеграции, равноправия при принятии всех решений, эволюционности развития и открытости евразийского пространства.

Государства-участники взяли на себя обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

В октябре 2014 года Армения подписала договор о присоединении к ЕАЭС, который уже ратифицировали парламенты Казахстана, России и Беларуси. Однако для нового члена предусмотрены переходные периоды от года до восьми лет. Это нужно для приведения в соответствие ставок импортных таможенных пошлин, технических регламентов, правил перемещения товаров, фитосанитарных и ветеринарных норм.

В 2015 году к ЕАЭС планирует присоединиться Кыргызстан, подписавший соответствующий договор в конце декабря 2014 года.

Вступление в ЕАЭС новых членов свидетельствует о привлекательности нашего совместного интеграционного проекта, который открыт и для других участников, желающих в него вступить.

Возможно ли заключение соглашения о свободной торговле с другими странами, в первую очередь с Турцией?

Сегодня интерес к наращиванию сотрудничества с Евразийским экономическим союзом проявляют страны из других регионов. Так, в финальную стадию вступила подготовка проекта соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, переговоры о зоне свободной торговли начались с Узбекистаном, аналогичные договоренности прорабатываются с Египтом, Индией и Израилем.

Что касается Турции, то она является важным глобальным и региональным партнером Казахстана, а казахстанско-турецкие отношения имеют долгосрочный и стратегический характер. Поэтому мы будем только приветствовать заключение такого соглашения между ЕАЭС и Анкарой.

Не вызовет ли проблем то обстоятельство, что – в отличие от Белоруссии и Казахстана – Россия является членом ВТО?

Членство России в ВТО не вызовет никаких проблем ни для участников Евразийского экономического союза, ни для внешних его партнеров, т.к. принципы ЕАЭС полностью соответствуют нормам и принципам ВТО.

Кроме того, Казахстан планирует стать членом ВТО в течение 2015 года.